Принцип работы автокондиционера

Принцип работы автомобильного кондиционера такой же, как у обычного бытового холодильника, отличие лишь в конструктивных особенностях. Существует ошибочное мнение, что кондиционер «вырабатывает» холод, это далеко не так. Автокондиционер осуществляет «перенос» тепла-холода в пространстве(из салона автомобиля наружу).

Рассмотрим самый распространенный вариант кондиционера:

Схема работы кондиционера
  1. Компрессор
  2. Шкив компрессора
  3. Прижимной диск
  4. Конденсатор
  5. Вентилятор
  6. Ресивер-осушитель
  7. Датчик вентилятора
  8. Датчик ВД
  9. Смотровое окно ресивера
  10. ТРВ
  11. Датчик НД
  12. Испаритель
  13. Вентилятор испарителя

Система кондиционера герметична, заполнена фреоном(хладагентом) и специальным компрессорным маслом.

При нажатии в салоне кнопки включения авто кондиционера, электромагнитная муфта компрессора(1) притягивает прижимной диск (3) к шкиву компрессора(2), который связан с коленчатым валом двигателя автомобиля ременным приводом. Таким образом компрессор начинает работать. Компрессор сжимает газообразный фреон и гонит его в конденсатор(4) по трубопроводу. При сжатии фреон сильно нагревается, охлаждение его происходит в конденсаторе с помощью вентилятора(5).

Из конденсатора жидкий и охлажденный фреон поступает в ресивер-осушитель, где происходит его очистка от продуктов износа компрессора, влаги, грязи и прочих примесей. В некоторых моделях кондиционеров на ресивере-осушители имеется смотровое окно(9), через него можно визуально оценить степень заполненности системы кондиционера фреоном.

Далее фреон поступает к ТРВ( терморегулирующий вентиль)(10), который регулирует количество поступающего жидкого фреона в испаритель(12). В испарителе фреон переходит в газообразное состояние и при этом сильно охлаждается, охлаждая и испаритель.

Воздух, подаваемый вентилятором испарителя (13) (часто называемый «вентилятор печки»), проходя через испаритель, охлаждается и подается в салон автомобиля.
Далее, из испарителя, все еще холодный фреон попадает снова в компрессор. Процесс циклически повторяется.

Часть системы от компрессора до ТРВ называется магистралью высокого давления(ВД), часть от испарителя до компрессора – магистралью низкого давления (НД).Давление в магистрали ВД в момент работы компрессора 7-15 атмосфер, а в аварийных ситуациях до 30. Давление в магистрали НД около 1-2 атмосфер. При выключенном кондиционера давление в обеих магистралях уравнивается и равняется примерно 5 атм.

Правильная работа кондиционера отслеживается с помощью нескольких датчиков. Их количество может быть различно. В нашей схеме на ресивере-осушителе расположен датчик включения вентилятора (7). В момент, когда охлаждение конденсатора недостаточное, давление в магистрали ВД начинает расти, фреон перестает конденсироваться в конденсаторе. Датчик реагирует на повышение давления и включает вентилятор (5). Датчик ВД (8) выключает компрессор, если давление в магистрали ВД превышает допустимое. При слишком низкой температуре испарителя компрессор отключается датчиком НД (11).

Легковой автосервис

Схема проезда

Грузовой автосервис

Схема проезда